Как сделать барельеф на стене своими руками инструкции начинающему

Барельеф на стене – один из видов украшения, который можно выполнить своими силами. Хотя это и сложно для начинающего, но осуществимо, если новичок будет терпеливым и аккуратным, готовым к кропотливому труду. Приводим пошаговую инструкцию, как делается лепнина несколькими простыми приёмами своими руками для начинающих.

барельеф на стене

Что такое барельеф в современном интерьере

Желание оригинально украсить жильё или офис исполняют различными способами, применяя для преображения внутреннего пространства разные техники. Барельефы могут исполнять в интерьере декоративные и утилитарные функции. Например, ими маскируют неровности или иные изъяны, преображая недостатки в украшение, скрывают элементы инженерных сетей. Можно с помощью рельефного изображения обозначить зоны в комнате, визуально исказить пространство, создать контрастные или плавные переходы, связки зон или материалов, создавая целостное. Однако основное предназначение лепнины – украшение помещения или фасада.

барельеф птицы

Барельеф – это своего рода полускульптура, выполненная на поверхности, рельефность (высота над основанием) которой не превышает половины высоты объёма полноценной скульптуры (в противном случае говорят о горельефах).

Барельефная техника позволяет создать изображения, сложность которых варьируется от простых геометрических выпуклых фигур до пейзажей со многими мелкими деталями, требующими проработки. Столь же широк диапазон размеров рельефного изображения.

Барельефы подчёркиваются освещением (направлением и степенью рассеянности света). Рельефам низким требуется направленное освещение, порой – с определённым углом падения световых лучей. Движение светового потока порождает изменчивость черт видимого узора. Этот зрительный эффект используют, выполняя теневые барельефные украшения. Лепнине с большей высотою подходит рассеянный свет.

барельеф с красивой подсветкой
барельеф с красивой подсветкой

Поскольку рисунки и узоры рельефов могут быть различны, барельефы легко, органично вписываются в разные стили дизайна помещений разного назначения. Для спальной, фартука на кухне, панелей коридора, ванной комнаты или просторного холла можно подобрать украшение в барельефной форме (панно, небольшая картина, изображение, заполняющее часть стены, например, дерево из гипса). Выпуклые штукатурные украшения годятся для стен, потолков, колонн, ниш.

Кроме помещений, данный вид финишной отделки применяют для украшения малых архитектурных форм, беседок. Хорошо смотрится рельефная отделка на подпорных стенках, беседках. Ограждения лоджий, фасады, стены гаражей – всё можно украсить лепниной. Только следует правильно выбрать материалы для её выполнения (для улицы – уличные или универсальные, для интерьеров – те, что применяют внутри).

Материалы для создания барельефа

В штукатурных рельефах древние использовали как глину, так и алебастр (гипс), известь, смешивая их с песком или каменной мукой. Первым классическим материалом для лепки и штукатурки была глина. Она экологична, безотходна, негорюча, пластична, лепнина легко ремонтируется. Минусы – большой вес, бедная палитра, хрупкость, склонность к трещинообразованию при высыхании.

барельеф из глины
барельеф из глины

Успешнее оказался гипсовый материал благодаря свойственным ему: безусадочности, пластичности, быстрому твердению, экологичности. Гипсовый порошок, разводимый водой, образует безусадочное тесто, из которого легко формируются точнайшие узорчатые формы, достигается гладкость поверхности. Кроме того, застывший гипс хорошо шлифуется и вырезается.

Материалом для рельефных изображений служит папье-маше. Лёгкое дешёвое сырье превращается в массу, которую лепят руками. Материал не нагружает основание, экологичен, изделия легко ремонтируются. Недостаток – можно формировать только грубые рельефные формы. Кроме того, папье-маше склонно к горению.

Многие современные отделочные смеси можно применять для создания лепных изображений. Любители или мастера используют как сырьё для замеса лепочной массы шпатлёвки, смеси для отделки с полимерами – акриловые штукатурки. Например, успешно применяется состав: гипс архитектурный – 1 ч.; акриловая штукатурка – 1 ч.; ПВА (клей) – 0.5 ч. (пропорции берут по объёму). В смешанные предварительно сухие компоненты вливают воду, доводя размешиваемую массу до кефирной консистенции, вводят клей. Вязкость подбирают в соответствии с техникой лепки.

Без изменений состава используют гипсовые шпаклевки, выпущенные известными компаниями:

  • польская АкрилПутц (акриловая шпатлевка, готовая и использованию);
  • Pufas (содержащая целлюлозные волокна гипсовая шпаклёвочная смесь);
  • Ротбанд (используют для слоёв, прилегающих к стене, для верхних слоёв – Шитрок);
  • Кнауф Uniflot (пластичная, высокопрочная, позволяет создавать глубокие рельефы, которые держатся без дополнительного армирования);
кнауф унифлот
кнауф унифлот

Для лепной работы понадобятся пропиточные грунтующие вещества. Подбирают пропитки соответственно материалу основания (стены). Для слабых оснований берут глубоко проницающие пропиточные средства. Для сыпучих оснований используют также влагозащиту, например, Аквастоп, для древесных – грунтовку Пуфас.

При послойном создании рельефного изображения также понадобится обрабатывать каждый слой шпаклёвки грунтовочным составом для получения шершавой клейкой поверхности. Нужны грунтовки, состав которых хорошо напитывает уложенный слой и глубоко проницает в него. Для каждого промежуточного и окончательного слоя (перед покраской) подойдут Пуфас или Церезит глубокого проницания.

Инструменты

Рельеф создают с помощью инструментов, предназначенных не только для нанесения, но прежде всего для формирования укладываемой массы. Некоторые из инструментов нужно будет приобрести, кое-что можно изготовить из того, что бывает под руками.

инструменты для создания барельефа
инструменты для создания барельефа
Например, в качестве ёмкости для замеса массы подойдёт половинка обычного резинового мячика. Её легко очистить даже от засохшего раствора, как выложить всю массу, просто вывернув наизнанку. Такой мячик сократит время на замес и очистку.

Для лепки понадобятся особой формы шпатели, называемые мастихинами. Их узкие лопатки позволяют формировать особо тонкие узоры. Ещё понадобятся шпатели с вогнуто-выпуклыми маленькими лопатками. Такие можно изготовить из пластиковых или алюминиевых ложечек (размеры бывают разными – чайные, кофейные, столовые или десертные). Ручки для удобства отгибают и выгибают. Например, пластиковые приборы нагревают у черпака, после чего изгибают ещё нагретые ручки, придавая требуемую форму. Мастихин-нож можно заменить сапожным ножом с широким лезвием.

мастихины
мастихины

Для дозированного или фигурного нанесения массы используют кондитерские шприцы, а для тонкой работы – одноразовые медицинские, ёмкостью 20 мл (без иглы). Из кондитерских желательно брать курковые.

Подготовьте также кисти, которые применяют для масляной живописи (плоские и круглые). Нет смысла покупать дорогие. Пригодится также капроновая маленькая кисточка для детских рисунков. Кисти используют для гипсования и наложения фактуры. Нужна будет кисть для грунтования.

Из иных инструментов нужны будут:

  • кельма металлическая и с пластиковой лопаткой (раствор хорошо тянется за пластиковым инструментом);
  • средних размеров шпатель;
  • стеки;
  • стамески (для резьбы по гипсу);
  • наждачная бумага или абразивная сеточка;
  • валик.

Перед набором каждой порции состава, кисти и мастихины обмакивают в воду, чтобы подсыхающая масса не оставляла сгустков или царапин на обрабатываемом участке. По завершении формирования инструмент опускают в воду и отмывают. Перед складыванием на хранение сушат.

Как сделать барельеф на стене своими руками

Техники формирования барельефа своими руками:

  • гипсование;
  • литьё;
  • лепка.

Гипсование – нанесение слоя гипса поверх модели нужной формы. Различают гипсование моделей, не закреплённых на поверхности основания, – свободных (первый тип), а также моделей, прикреплённых к основанию (второй тип). Сами модели после застывания гипсового теста не удаляют, а используют в загипсованном виде, созидая барельеф.

Другой способ создания деталей заключается в обратном литье с применением модели-формы, удаляемой после застывания массы (третий тип). Сначала изготавливается модель нужной формы. Затем с помощью её изготавливают изложницу, в которой и будут впоследствии отливать нужные детали. Способ также доступен начинающего отделочника, так как можно корпеть над самой моделью, не совершая ошибок на стене.

Собственно, лепка, выполняемая непосредственно на поверхности основания (четвёртый тип). Здесь нужен начальный опыт. Этот тип техники позволяет создавать большие барельефы с заходом на соседние стены или потолок. Новичку лучше потренироваться и приспособиться к работе на тренировочных листах (например, фанеры или гипсокартона).

создание барельефа
создание барельефа

Техники 2-4 типа применяют двояко:

  • сразу по месту, создавая целостную картину;
  • частями, впоследствии собираемыми и монтируемыми на стену.

Во втором варианте в качестве подложки берут фрагментированные листы гипсокартона. Нанеся рельеф, куски гипсокартона прикрепляют к выровненной поверхности основания.

Приводим описание процесса изготовления пошагово:

  1. Очищают, выравнивают, грунтуют базовую поверхность (подготовительные работы).
  2. Наносят фоновую базовую фактуру.
  3. Формируют, применяя вышеуказанные техники, рельеф. Выполняют тонирование, если оно предполагается по замыслу.
  4. После высыхания проводят поверхностное окрашивание.
  5. Выполняют латексное покрытие.
  6. Сушат 1-2 недели. Лакируют.
  7. С помощью светильников создают нужный угол освещения.

Такая технология своими деталями подобна технологии, изложенной далее. Поэтому нюансы опишем там.

Подготовительные работы

Любая технология, по которой осуществляется создание барельефа, включает подготовительную фазу. Основание должно быть ровным, чистым, цепко держать увесистый барельеф, обеспечивать безопасную эксплуатацию. Выполняют такие операции:

  • удаляют отслужившую отделку (обои, набел, краску, отслоившуюся штукатурку);
  • очищают основание от следов масел, ржавых пятен, очагов биоразрастаний, лишних метизов (оставленные изолируют);
  • ремонтируют ущербные места – трещины, отколы, впадины, стыки;
  • удаляют пыль;
  • грунтуют и высушивают.

Если требуется, выполняют работу по выравниванию поверхности. Также заранее изготавливают накладные неудаляемые модели для гипсования, гипсуют неприкреплённые модели (по технике первого типа). Лепестки цветов, листья, ягоды изготавливают из солёного теста либо пенопласта. Грунтуют, сушат. Там, где планируют создать утолщения, вкручивают для лучшей фиксации саморезы.

На подготовительном этапе подбирают изображение, соотнося его размер и расположение с обстановкой в помещении. То есть композицию подбирают до начала создания объёмной картины.

Если по сюжету необходимо создание фоновой фактуры (например, декоративную штукатурку травертин), то наносят базовое покрытие. Поверх «базы» наводят подручными материалами (поролоном, валиком, войлоком) нужную фактуру. Основу тонируют.

Создание и перенос эскиза

Идею рисунка подбирают соответственно назначению помещения. Так в гостиной часто используют пейзажи, детские комнаты украшают сказочные существа, а кухня привлекает владельцев натюрмортом. Офисные сюжеты отличаются от домашних. Если есть навыки художника, то с созданием, а также с переносом эскиза проблем не бывает.

Те, кто впервые приступает к подобным работам, могут использовать следующие способы переноса рисунка на стену:

  • на распечатанной картинке и на месте будущего панно чертят сетки соответствующих масштабов, ориентируясь на клетки, которых и рисуют контур узора;
  • выбранный рисунок распечатывают в полном размере на принтере;
  • на линиях распечатанной картинки делают отверстия, накладывают картинку на стену, с помощью ваты либо губки, обмакнутой в угольный порошок, тампонируя отверстия, оставляют чёрные точки на стене.
Эскиз прорисовывают максимально чётко. Для крупных панно прорисовывать сразу весь эскиз не обязательно. Достаточно обозначить основные линии, а прорисовать оформляемый участок.

Создание армированного каркаса

Особо выпуклый барельеф может потребовать изготовления на стене специального каркаса. Создают его из проволоки. Для веток каркас собирают из алюминиевых проволок, прикручивая отходящие веточки мягкой проволокой из меди. Вместо проволоки при низкорельефных панно используют шнур. Чтобы получить сбег, вдоль по длине шнура постепенно уменьшают количество прядей. Шнур обмакивают в гипсовую болтушку и выкладывается по линии рисунка. Делают это в горизонтальном положении (на плёнке). После сушки ветка легко снимается с плёнки и гипсовым составом приклеивается к стене.

ветки орнамента армированы
ветки орнамента армированы

Для изображений, имеющих высоту более 20 мм, каркас делают по контуру (периметру) с отступом 1-3 см, которые оставляют для лепки. Проволочный каркас обматывают бинтом, смоченным в гипсовой болтушке консистенции кефира. Обмакивают именно рулончик бинта (желательно не сматывать небольшие).

Для армирования крыльев или листовых пластин можно использовать металлическую сетку.

Формируем основной рельеф

Накладываем шпаклевку на основание с помощью удобного инструмента. В местах утолщений раствор наносим в несколько проходов. Для лучшего сцепления верх нижележащих слоёв не разравниваем. Рисунок наносим участками. Основной рельеф выполняется крупным инструментом: штапели, кельмы, иногда руки мастера.

Если площадь «высокого» участка велика, саморезы вкручиваем по площади, размещая равномерно. Саморезы вкручиваем так, чтобы по ним ориентироваться пи наложении слоёв (с учётом того, что над их шляпками должно оставаться примерно по сантиметру для лепки).

На этом же этапе к стене крепят изготовленные отдельно детали. Стыки замазывают гипсом. После высыхания выравнивают наждачкой.

Формирование мелких деталей

Там, где достигли нужной высоты слоя, поверхность формируем, не откладывая. Затем оформляем мелкие детали, последней – фактуру поверхности. Тут и понадобятся кисточки, мастехины, шприцы. Для удаления излишней (ещё не застывшей) массы используют нож.

Готовить много раствора для выполнения мелких деталей не следует, так как на прорисовку и оформление «мелочей» уходит много времени.

Не всегда панно предполагается делать с массивными деталями. Если рельеф неглубокий, то создаём детали, набрав немного массы на кельму и перенося состав на стену. При нанесении стараемся размазать массу, чтобы получить прочное сцепление.  Для мелких, узких деталей раствор наносим с помощью мастихина. После нанесения массы, формируем её поверхность инструментами, которыми можем получить тонкий рисунок – мастихинами, стамесками, скальпелями.

формирование мелких деталей
формирование мелких деталей

Корректировка стамесками

Чтобы подчеркнуть барельеф и сделать на стене линии узора чёткими, работают резцами (стамеской, скальпелем, ножом и др.). Стамесками для резьбы по дереву гипс режется легко. Эта особенность материала позволяет создать особо тонкие узоры и откорректировать сложные формы.

Шлифовка

Для сглаживания, устранения шероховатостей на поверхностях панно применяют наждачку, старые надфили. Для шлифования гипсовых составов большого усилия прилагать не нужно. Пыль сметают. После высыхания поверхность панно грунтуют.

Совет: После использования наждачной бумаги остаются полосы, их можно удалить, пройдясь по скульптуре жидко разведенным гипсовым составом.

Окраска

Барельефы ценны игрой теней, которая наиболее проявлена при монохромном цвете. Однако по дизайнерскому замыслу иногда требуется окраска или тонирование изображения. Перед окрашиванием дожидаются полного высыхания лепнины, которую прокрашивают поверху.

окраска поверхности барельефа
окраска поверхности барельефа

Для гипсовой лепнины применяют специальные краски. Нанося краску, сразу производят растушёвывание влажной губкой, получая тонкие полутона. Если нужны резкие цветовые переходы, используют акриловые красящие составы.

На высохшем гипсе краски блекнут. Восстановить колер помогает обработка латексом. Для восстановления цвета применяют бутодиен-стирольный латексный состав. Излишки латекса, впитываются и улетучиваются. Через 1-2 недели поверхность можно покрывать лаком.

Организация подсветки

Чтобы «оживить» рельефное панно, нужна грамотная подсветка. О размещении светильников думают заранее, ведь необходимо до начала лепных работ выполнить скрытую проводку для крепления источника света на стену, приобрести светильники подходящей мощности и дизайна. Используемые светильники не должны быть излишне яркими.

красивая подсветка рельефа на стене
красивая подсветка рельефа на стене

Свет обычно направляют по вертикали (сверху вниз – самое естественное направление, не делающее изображение громоздким, но создающее эффект отделения его от стены). Иногда освещают панно сбоку. Освещение, направленное снизу-вверх, создаёт иллюзию массивности, некоторой величественности.

Для подсветки применяют светодиодные линейные или точечные светильники, а также светодиодные ленты. Дизайн светильников подбирают соответственно сюжету или стилю декора помещения.

Преимущества и недостатки барельефа на стене

Барельефы ценят за:

  • эффектность – игра теней создаёт особое ощущение пространства, которое меняется при переключении светильников;
  • возможность проявить оригинальность;
  • изобретательно оформить поверхности, обычно находящиеся «в запустении», – арки, ниши, камины;
  • возможность скрыть неровности стенок;
  • создать связь зон с плавным переходом между ними.

Есть и свои минусы:

  • сложность выполнения для новичка;
  • ремонтировать (в случае повреждения) сложно;
  • при заказе специалистам обойдутся дорого;
  • быстро накапливается пыль на узорчатой поверхности.

Барельеф на стене фото идеи

Каким можно сделать барельеф на стене и запастись идеями поможет подготовленная нами подборка фотографий.  Также можно ознакомиться с мастер-классом выполнения барельефа, посмотрев видеоролики.

Особенности создания барельефа из разных материалов

Как украшение, лепнину применяют в разных условиях. Поскольку барельеф дома находясь на стене подвергается интенсивным осадкам, гипс заменяют цементом. Интересна также идея создания панно из монтажной пены.

Из цемента

Шпаклёвки с цементом вместо гипса также можно использовать для панно. Но практичнее применить цементную или цементно-полимерную штукатурку. Состав не так быстро отвердевает, тяжелее, менее пластичен, склонен к усадке. Это создаёт (по сравнению с гипсовой массой) определённые трудности. Поэтому лучше не выполнять барельеф на стене своими руками, а доверить дело мастерам.

На основе монтажной пены

Современные материалы позволяют сократить время создания крупноразмерных элементов и снизить вес украшения. Так из монтажной пены умельцы изготавливают закреплённые модели, покрывают их гипсом и окрашивают. Предлагаем новичкам ознакомиться с техникой, посмотрев видео.

 

Реставрация и уход за барельефом

При откалывании частей их легко восстановить, используя состав, аналогичный исходному. Для увеличения сцепления поверхность очищают, грунтуют. Затем разводят сухую смесь или гипс и наносят массу на повреждённое место. Формирование выполняют, стараясь выполнить переход незаметным. Краску подновляют. Лакированное панно очищают водой или влажной тканью.

 

Как выяснили, барельеф на стене, приложив руки, вполне может создать даже новичок. Главное при работе – терпение, готовность тщательно прорабатывать даже мелкие детали и творческое настроение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector